Начнем с мудрой притчи.
«Как-то Учитель с Учеником шли просёлочной дорогой. Видят — навстречу им
идёт, чертыхаясь, человек, весь взбудораженный, чуть не плачет.
— Что случилось, друг мой? — спрашивает Учитель.
— Да меня только что какой-то негодяй оскорбил последними словами и,
причём, зазря! Что я ему такого сделал?
— Он не мог тебя оскорбить, — ответил Учитель.
— Как же не мог, если оскорбил!— Удивился прохожий.
— Ты ведь его даже не знаешь, да и меня видишь впервые. Как ты можешь такое
утверждать? Учитель отошёл на несколько
шагов, высматривая что-то на земле, потом нагнулся, поднял что-то и подошёл к
человеку, протянув найденное в зажатом кулаке:
— Возьми, это тебе обязательно поможет.
Тот машинально взял предложенное, но, увидев, что это жук, испугался и
выбросил насекомое:
— Что это значит? — возмутился прохожий.
— Извини, друг, я не хотел тебя испугать. Но вот у моего Ученика точно есть
то, что тебе нужно. И, обратившись к Ученику, сказал:
— Дай этому достойному господину то, что мы нашли, когда отдыхали в
саду.
— Что это? — насторожился прохожий. — Если ещё какая-то гадость, я не
возьму!
Ученик развязал котомку и достал яблоко. Прохожий озадаченно посмотрел на красивый
и сочный плод и, убедившись, что никакого подвоха нет, поблагодарил, но брать
не стал.
— Почему же ты не берёшь? — поинтересовался Учитель. — А жука взял!
— Жука я взял непроизвольно. Я ведь
не знал, что ты мне даёшь! А яблоко мне просто не нужно.
— Вот так и в жизни: часто мы принимаем то, что нам не нужно и даже
противно, просто так, не задумываясь. Нам дают — мы берём. Но между «давать» и
«дать» есть существенная разница. Я могу что-то тебе давать, но пока ты это не
примешь, моё действие останется не совершённым: я даю — ты не берёшь. Но если я
тебе даю, и ты это принимаешь — моё действие становится совершённым: я дал — ты
взял. Я не могу тебе дать что-то, пока ты это «что-то» не примешь! Я могу
давать, но «дать» — это действие, зависящее от нас обоих — в равной мере. Если
кто-то оскорбляет тебя, ты имеешь выбор: принять его оскорбления (чаще всего мы
это делаем, не задумываясь) и обидеться, либо просто не принимать их,
осознавая, что это тебе не нужно. Вот почему я и сказал, что тот человек не мог
тебя оскорбить — он тебя оскорблял, но ты «помог» ему оскорбить себя, приняв
обидные слова!»
Понять…
Но для того чтобы научится справляться и не принимать обиды нужно сначала
понять суть этого чувства.
Обида – чувство, зародившееся в нашем детстве и даже повзрослев, мы
реагируем на обиду как дети, пока не вырастем из этого состояния обидчивости.
Обида определяется в словаре
как несправедливость, несправедливый поступок, поведение по
отношению к кому-л., незаслуженное оскорбление. Чувство горечи,
досады, вызываемое несправедливым, оскорбительным отношением к себе. Нанесенный
ущерб.
Обида имеет определенную
схему:
1.
Ожидания и уязвимые места
|
2. Крах илюзий, боль, страдания, состояния жеотвы
| 3. Желание мстить | 4. Манипуляция |
Изначально
у нас есть определенные, часто нереалистичные ожидания от другого человека или
от жизни и мы думаем, что нам должны. Или же у нас есть «слабые места», на
которые мы закрываем глаза, избегаем и не хотим исправлять - сделать сильными, и так больно, если кто-то
попадает в это «слабое место».
|
Потом
когда ожидания не оправдываются, мы наблюдаем реальное поведение и сравниваем.
Если в результате сравнения выяснилось, что человек вёл себя не так как мы
хотели – возникает обида. Обида будет тем сильней, чем более значимы ожидания и
чем больше обнаружилось несоответствие. Или же нас задевают за живое – мы
впадаем в состояние пассивной жертвы обстоятельств, которую несправедливо,
незаслуженно обидели. Мы начинаем в одиночку переживать горечь, досаду, боль и
страдания. Это постоянно кровоточащая рана. В
чувстве обиды мы пытаемся найти
способ уничтожить уже
свершенную несправедливость: если
сильнее будем страдать, то быстрее произойдут какие-то чудесные
изменения и откуда-то возникнет награда за самопожертвование. На самом деле мы сопротивляемся, вступаем в
схватку с тем, что уже
случилось и не может обернуться вспять, мы зацикливаемся на прошлом.
|
Далее
желание мстить обидчику, который должен не просто просить прощения, но еще и унизиться, и
поплатиться за содеянное. И,
как правило, чем больше фантастические ожидания и требования к обидчику,
тем меньше вероятности, что вообще хоть
как-то извинятся. А если даже извинятся, то извинений этих будет уже
недостаточно, чтобы покрыть все перенесенные муки. Чтобы доказать всему миру, как весь мир был
неправ, жертва становится на путь «мученика», и начинает добивать саму себя
наиболее подходящим для ситуации разрушительным методом.
| И конечно же
манипулировать – искусственно раздувать страдание, с целью добиться желаемого
чужими силами. Манипуляция происходит бессознательно, и потому обида кажется
искренней. Обидчивая жертва просто
отказывается брать на себя ответственность за свои притязания. Вместо этого ей
проще манипулировать другими людьми, стараясь своей обидой вызвать в них
чувство вины и жалости. Все
мы просто хотим внимания и любви.
|
Что еще нужно знать об
обиде: Обида
– это странный патологический способ привлечения внимания, средство манипуляции. Обида
- это эмоциональный паралич. Когда мы обижаемся, мы замыкаемся в себе, мы ограничиваем себя, отталкиваем
людей. Обида
– позиция жертвы. Обида – это горечь, направленная внутрь
человека. Человек, не умеющий прощать, разрушается изнутри. Обида
– жалость к самому себе. Обида — это опыт, преодолевая который мы
движемся к мудрости. Обида
– это препятствие на пути развития и счастья.
Простить…
Единственный способ лечения обиды – это прощение. Прощение требует от нас
большой внутренней работы и силы. Не просто подняться над своими эмоциями и
увидеть высший смысл в происходящем, ведь прежде чем простить и отпустить
обиду, оставить ее в прошлом, нужно извлечь урок, подумать, почему она возникает,
чтобы стать мудрее впредь.
Правила прощения. 1. В
прощении важно помнить, что мы прощаем человека, но реагируем на поступок: мы
прощаем личность, а не поступок. Тогда мы переключаемся на проблемную ситуацию,
а не на обидчика. Когда возникают отрицательные эмоции, то появляется энергия
на изменение и восстановление ситуации. И если мы не совершаем действия по
улучшению ситуации, то эта энергия остаётся нерастраченной и превращается в
обиду. 2. Когда
мы обижаемся, то обвиняем кого-то в случившемся, перекладываем ответственность
за проблему на другого человека, ищем причину во вне, а ведь только мы есть
причиной того, что происходить с нами. Когда мы прощаем – снимаем вину с
другого человека, берем ответственность за свои ошибки, за свою жизнь и только
тогда мы можем менять и управлять ситуацией. 3. Прощать значит проявлять снисходительность, помиловать обидчика. 4. Освобождение другого человека от
обязательств, является важным элементом прощения. Ведь наши неоправданные
ожидания и есть причиной обиды, мы считаем, что нам должны и мы чего-то недополучили. Ожидания – это
пассивная позиция, в которой отсутствует движение вперед. 5. Прощение – это не только мыслительный
процесс, очень важен эмоциональный компонент. Насколько мы можем отпустить
чувство обиды, освободить себя.
Помните: когда мы прощаем – наше сердце освобождается для любви! Наталия Гладка
|